Помощь в учебе школьникам и студентам
Петербург
Москва
(812) 309-28-20
(495) 669-68-19

Организация самостоятельной работы студентов

Самая первостепенная задача любого педагога – это обучение студента. Однако простого изложения и донесения материала большей частью недостаточно для его усвоения. Поэтому важно также привить студентам умение обучаться самостоятельно и восполнять пробелы в багаже знаний, а также в части их практического применения. Добиться этого возможно, привлекая студентов к активной работе во время лекций, то есть при изложении нового материала, на семинарах и коллоквиумах, раскрывая подробно вопросы и проблемы практической части, и разумеется, при повторении и обобщении курса.

Для правильной и грамотной организации самостоятельной работы важно заранее и в рамках читаемого курса разработать практическую часть работы для учащихся. Для чего необходимо тщательно отобрать, а затем структурировать содержание материала, найти и составить задачи для самостоятельной работы, предусмотреть программы и вопросы семинаров и коллоквиумов, не забывая о соответствии работы форме обучения. И главное – необходимо увязать и направить все перечисленные моменты на усиление практической направленности профессиональной подготовки студентов по преподаваемому предмету.


Ручка лежит на столе

Так, в рамках курса можно предусмотреть проведение самостоятельных работ сразу же после прохождения основного материала непосредственно во время аудиторных занятий. При этом можно составить работы с взаимной проверкой в парах. Подобная практика поможет педагогу понять степень усвоения студентами материала лекций. Студенты перестают быть сторонними наблюдателями и пассивными участниками процесса. Вместо этого они думают и сосредотачивают свое внимание на пройденном материале.

Работа проводится следующим образом: учащимся выдается список заданий в единственном варианте с повышением уровня сложности заданий от начала к концу списка. Преподавателем проверяются работы первых 4-6 студентов, выполнивших задание. Им на оставшийся период времени могут быть выданы дополнительные задания повышенной сложности, чтобы стимулировать мыслительный процесс на более высоком уровне. После того, как все учащиеся выполняют задание, наступает этап взаимопроверки самими студентами: они проводят сверку, и поясняют партнерам ошибки и ответы, в спорных ситуациях обращаясь непосредственно к преподавателю.

После окончания данного процесса преподаватель сообщает учащимся корректные ответы на вопросы и решения задач, тщательно разбирая задания повышенной сложности. В результате студенты могут уже самым точным образом сверить ответы своих партнеров и отметить правильные, например, знаком «+». Оценку работ проводит уже сам преподаватель в зависимости от количества правильно данных студентом ответов на вопросы самостоятельной работы.

Проведение работ подобного рода не только экономит время педагога на проверку, но и помогает студентам научиться запоминать и анализировать материал, и зачастую способствует его лучшему усвоению и пониманию, поскольку иногда объяснение непонятных аспектов сверстником воспринимаются учащимися значительно проще.

В качестве альтернативного варианта можно использовать и другой вид самостоятельной работы: обычного теста с вариантами ответов. При этом для самостоятельной работы, а не контрольной проверки можно использовать один вариант теста на всех. В этом случае работу можно провести прямо в тетради или на отдельном листке, где в столбик изложить варианты правильных с точки зрения учащегося ответов. Затем во втором столбике необходимо записать ответы, которые продиктует преподаватель, после чего сравнить свои ответы с корректными самостоятельно или же, как и в предыдущем виде работы, соседом.

Проведение подобных самостоятельных работ помогает студентам адекватно оценить свои знания в разрезе любого предмета и самому акцентировать внимание на проблемных вопросах, уделив их изучению дополнительное время или обратившись за подробными разъяснениями к преподавателю.

Кроме того, можно организовать для студентов самостоятельную работу и вне аудитории, в качестве «домашнего задания», предложив к выполнению творческие задания, различные эссе на заданную тематику. Кроме того, в рамках преподаваемого курса также можно предложить написание докладов и рефератов с их последующей защитой перед группой или классом, что заранее способствует подготовке студентов к последующим, более важным и серьезным защитам курсовых и дипломных проектов.

Кроме того, подобные моменты позволяют студентам с течением времени увереннее выступать перед аудиторией и учиться кратко и грамотно излагать свои мысли и взгляды.